Что лучше: горькая правда или сладкая ложь?

горькая правда

Что лучше: горькая правда или сладкая ложь?

Каждый человек рано или поздно сталкивается с проблемой приятия правды. Это непростой выбор. Иногда проще довольствоваться иллюзией правды. Часто правда бывает невыносимой и человек прячется от неё, принимая сладкие пилюли лжи как болеутоляющее средство. Но стоит ли бегать от истины. Многие писатели обращались в своих произведениях к теме принятия правды.

Тема правды есть во многих произведениях русской литературы. В произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина правда представлена в виде нагой изможденной женщины. Даже в идиомах слово «правда» сопровождается эпитетом «голая». В пьесе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Торжествующая свинья» представлен диалог свиньи и правды. Эзоповым языком автор передает читателю противостояние правды и невежественной лжи. Правда пытается объяснить  свинье, насколько та заблуждается, отрицая всё то, что ей неизвестно. Свинья отрицает даже существование солнца только потому, что, живучи в хлеву, она его не видывала. По мнению свиньи, попытка правды докопаться до истины есть не что иное, как измена. Правдаже, наоборот, стремясь объяснить истинное положение дел, хочет дать людям свободу. Но, увы, свобода людям вовсе не нужна. Это видно из реплик толпы, требующей отвести правду в участок, чтобы не вносила смуту. Под финал пьесы публика так раззадорилась, что стала требовать, чтобы свинья обглодала правду. Получается, что правда пугает людей своей искренностью. Люди не готовы к правде. Принимая правду, человек берет на себя ответственность, и это многих пугает. Вот почему ложь становится спасением. Люди находят в ней утешение, боясь правды.

В пьесе М.Горького «На дне» есть персонаж, вызвавший неоднозначную характеристику со стороны критиков и читателей. Это Лука. Он появляется в пьесе неожиданно и точно так же исчезает. Что это за герой? В самом имени уже заложена некая двойственность трактовки этого образа. С одной стороны, это аллюзия к библейскому Луке, а с другой – сходство со словом «лукавый». Лука предстоит в пьесе как носитель правды, но у него для каждого своя правда. Так, умирающей Анне он расказывает о том, что после мерти она освободится от мук и попадет в рай. Он облегчает страдания больной. В споре с обитателями ночлежки Лука говорит, что не всегда правдой можно вылечить душу. В первую очередь,человека пожалеть надо. Лука вселяет надежду в сердца обитателей дна. Правда Луки подобна кислоте, которая влияет на старую монету. Его притча о праведной земле – это символ зыбкой веры человека в добро. Автор считал, что попытка найти гармонию внутри себя и примирится с враждебным миром не утешение, а самообман, который губит человека. И Горький ставит литературный эксперимент: сталкивает обитателей ночлежки с героем-утешителем. Но эти утешения подобны замкам из песка. Все его обещания обманчивы, они оборачиваются трагедией. Не случайно автор подчеркивает дребезжащий смех Луки, за которым скрывается, в первую очередь, скептицизм и цинизм. Лука не верит в человека, в его стремление к добру. Он просто наблюдает за «бывшими людьми». Он показывает им путь, но не выводит их из тьмы. Человек должен за всё платить сам. Он должен отвечать за свои поступки. В этом и заключается правда жизни.

Таким образом, принимать правду или довольствоваться сладкой ложью – выбор каждого человека. Выбор зависит от ценностных ориентиров  личности. Как правило, правду выбирают сильные и независимые люди, не боящиеся ответственности. Правда – бог свободы.