РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.

ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Орфография

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Пришла зима.

  1. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

Коромысло.

  1. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Про-гул-ка

  1. Мягкий знак, обозначающий мягкость.

Подчеркни Ь и согласную перед ним, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Соль, мозоль.

  1. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно, придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Камыши, ширина.

  1. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.

Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Кочка, борщ, овощной, конечный, каменщик.

  1. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно ударение.

ЩавЕль, тОрты, бАнты.

  1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную, обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом.

Полоскать – полощет.

  1. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Запиши слово три раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни эту гласную или согласную.

Оранжевый.

Футбол.

  1. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, подбери проверочное однокоренное слово, где согласная произносится отчетливо.

Столб – столбы.

Просьба – просить.

  1. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Москва, Светлана.

  1. Разделительный Ь.

Выпиши слово правильно, запиши два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и гласную букву.

Пью, льёшь, листья.

  1. Правописание непроизносимых согласных в корне.

Прочитай слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчетливо.

Окрестный – крест.

Честный – честь

14. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.

Подумали, достали, подтянули.

  1. Правописание предлога.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.

К дому, к (какому?) дому, к высокому дому

Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Маша достала до лампочки.

  1. Разделительный Ъ.

Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласную.

Подъезд, объёмный, двухъярусный, предъюбилейный.

  1. Ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.

Камыш (м.р.)

Рожь (ж. р., 3 скл.), речь (ж. р., 3 скл.)

Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.

  1. Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой.

Паровоз, вертолет.

  1. НЕ с глаголом.

Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Гл. гл.

Не_знал, ненавидел.

Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..

  1. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.

На земле (1 скл., П.п.), у печки (1 скл., Р.п.), нет речи (3 скл., Р.п.)

падежи

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Родительный падеж

–и (–ы)

 

–и

Дательный падеж

–е

 

–и

Предложный падеж

–е

–е

–и

  1. Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном.

К морю (какому?) синему, в озере (каком?) синем, с цветком (каким?) большим.

  1. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.

Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.

Играешь (2-е лицо, ед.ч.), пилишь (2л., ед.ч.), чертишь (2л., ед.ч.)

Глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.

  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед - ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах 1-го спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения - И

Спряжение глаголов

1-е спряжение

2-е спряжение

Все глаголы НЕ на – ИТЬ

+ исключение БРИТЬ, СТЕЛИТЬ

Все глаголы на – ИТЬ

+ исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ,

ДЫШАТЬ И СЛЫШАТЬ,

СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,

И ОБИДЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ,

И ТЕРПЕТЬ.

Личные окончания глаголов

1-е спряжение

2-е спряжение

–ЕШЬ

–ЕМ

–ЕТЕ

–УТ, – ЮТ

–ИШЬ

–ИМ

–ИТЕ

–АТ, – ЯТ

Колет – колоть (1 спряжение); пилит – пилить (2 спряжение)

  1. Ь в неопределенной форме глагола.

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.

Играться (что делать?), дуется (что делает?), зажечь, прилечь.

Пунктуация

  1. Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ).

Выпиши предложение правильно. Придумай свое предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.

Ура! Разве это трудное задание? Он сегодня не придёт.

  1. Однородные члены предложения.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.

Знаки препинания при однородных членах

О, О

О и О

О, а О

О да (=и) О

О, но О

 

О, да (= но) О

 

О и О,и О,и О

Вася достал пакет, завернул в него свёрток. О, О

  1. Обобщающее слово при однородных членах.

Выпиши правильно предложение. Выдели обобщающее слово и подчеркни однородные члены.

Знаки препинания при обобщающем слове

О: О, О, О.

О, О, О – О.

На участке росли разные цветы: колокольчики, пионы, гортензии. О: О, О, О.

  1. Знаки препинания при обращении.

Выпиши правильно предложение. Укажи, где обращение. Помни: обращение не является членом предложения, поэтому его не подчеркивают. Начерти схему.

Знаки препинания при обращении

О!

О,

,О,

Катя, отдай это мне. О,

  1. Сложное предложение.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.

В лесу растут берёзы, на лугу растут цветы. 1 , 2 .

  1. Предложения с прямой речью.

Запиши правильно предложение. Составь схему.

Что ты натворил?”– спросил я. “ П ?” - а.

 

 
 

 Зимницкая Олеся Николаевна

Учитель русского языка и 

литературы

.