Образование: высшее филологическое. Закончила МГПИ в 2006г. по специальности "Учитель русского языка и литературы".

1 квалификационная категория (учитель).

2 квалификационная категория (педагог дополнительного образования), 12 разряд (01.10.2007 г.).

Общий стаж работы – 13 лет, педагогический – 8 лет.

Должность – учитель (русский язык и литература)

Курсы повышения квалификации по теме «Основы компьютерной грамотности» (МИОО, 72 часа, 12.09. 07.- 26.12. 07.)

Курсы повышения квалификации по теме «Использование информационных технологий в образовательном процессе» (МИОО, 72 часа, 14.01. 08.- 26.05.08.)

Курсы повышения квалификации по теме «Развитие тьюторской компетентности учителя средствами открытых образовательных технологий» (МИОО, 72 часа, 19.10. 10.- 09.03. 11.)

 Курсы повышения квалификации по теме "Обучение школьников письменной речи и подготовка к итоговой аттестации в части С" (МИОО, 72 часа, 2012-2013 гг)

В своей работе я больше всего ценю общение с детьми, стараюсь делать упор на внеклассную деятельность учащихся. Не люблю сидеть на одном месте: обожаю поездки, путешествия. Мне очень нравится ездить с детьми на различные экскурсии, поскольку общение ребят вне школьных стен делает класс более дружным. Воспитательный процесс – неотъемлемая часть всего образовательного процесса, поэтому необходимо особое внимание уделять различным видам деятельности, направленным на воспитание гармоничной личности.

Работа в школе для меня – это возможность творить. Теоретические знания так и остались в конспектах и учебниках, а на смену им пришёл живой опыт общения с детьми. Постепенно, перенимая что-то у своих коллег, я стала стремиться к достижению сложно преодолимых задач. За интерес к предмету у учеников нужно бороться, а иначе и нельзя. Наверное, самое главное в нашей работе – не бояться трудностей, препятствий. Поэтому моё жизненное кредо состоит в следующем: «Нет ничего невозможного».


Мои цели

- создание условий для творчества (частично-поисковый метод);

- научить учащихся саморефлексии на уроках;

- содействовать персонализации образования;

- постоянно работать над самообразованием (ставить новые цели, пробовать новые методы и формы);

- оценить реально свои педагогические умения и творческие возможности;

- учить детей работать в коллективе при поиске информации, уметь обмениваться опытом и собирать полученные знания воедино (проектная деятельность)

 

Работа с неуспевающими детьми

Борьба с неуспеваемостью учащихся и повышения качества знаний - проблема предупреждения неуспеваемости и проблема ликвидации пробелов в знаниях учащихся.  Неуспеваемость учащихся порождается многочисленными и разнообразными причинами, зависящими как от самого учителя (его опыта, подготовки, его методики), так и от самого ученика. На устранение причин, следствием которых является неуспеваемость учащихся, должны быть направлены усилия всех учителей. Предупреждение неуспеваемости осуществляется постановкой занятий в целом. 
Работа с отстающими учащимися предполагает обязательный индивидуальный подход к учащимся, а также индивидуальные задания отдельным учащимся. Эти задания должны рассматриваться как дополнительные к тому, что даётся всему классу.
Отстающему приходится проделывать больший объём работы, чем успевающему учащемуся. Поэтому эти задания должны быть невелики. Например, небольшая карточка из дидактического материала. В каждом классе встречаются учащиеся, имеющие серьёзные пробелы в знаниях и навыках. Эти учащиеся испытывают большие трудности в работе над учебным материалом и нуждаются в постоянном внимании к себе со стороны учителя и на уроке, и вне его. Только при этом условии такие учащиеся могут ликвидировать пробелы в знаниях и подняться до уровня всего класса.

Чаще всего проблемы возникают у детей с неустойчивым - им трудно сосредоточиться на учебном материале, другие стремятся к механическому запоминанию правил и выводов, третьи медлительны в работе. Например, чтобы ликвидировать проблему механического запоминания, я требую, чтобы дети придумывали свои примеры на правила, составляли «запоминалки» (использование мнемонических приёмов).
У одних учащихся более развита зрительная память, у других – слуховая, у третьих - моторная. В любом классе есть учащиеся, не владеющие дисциплиной умственного труда. Это проявляется и во время изложения или повторения материала и ещё в большей степени в процессе самостоятельной работы. Задача учителя – изучить индивидуальные особенности учащихся и оказать им своевременную помощь, облегчить их работу над учебным материалом. Организуя индивидуальную работу с учащимися, важно вызвать у них интерес к занятиям и стремление ликвидировать пробелы в знаниях, а для этого необходимо вселить в них веру в свои силы. Нужно вскрыть перед учащимися причины их отставания и указать пути ликвидации пробелов, необходимо внимательно следить за учащимися, помогать им на уроке и в домашней работе, отмечать их малейшие успехи. Желание учиться формируется в процессе успешной работы над материалом, поэтому важно организовать индивидуальную помощь таким образом, чтобы учащийся постоянно чувствовал своё продвижение вперёд. Как показывает опыт, часто даже незначительное продвижение вперёд окрыляет учащихся, возбуждает работать их интенсивнее и повышает интерес к занятиям, а это обеспечивает им успешное усвоение материала.

Некоторые считают, что индивидуальная помощь учащимся – это только работа с ними вне урока. Это, разумеется, неверно. Индивидуальная работа с учащимися – это прежде всего постоянное внимание каждому из них в ходе на уроке: в ходе опроса учащихся, в процессе изложения и закрепления материала, а также при объяснении домашнего задания.

Целесообразно на уроке объяснения нового материала сразу после объяснения учителя дать возможность объяснить правило сначала сильному ученику, а затем поэтапно перейти к слабому. Таким образом, многократно проговоренное правило станет доступным для понимания слабых учеников. Групповые дополнительные занятия организуются с небольшим по количеству учащихся. Как я организую индивидуальную работу с учащимися?
Прежде всего, стараюсь выявить слабые и сильные стороны каждого ученика. При выполнении письменных упражнений, при проверке домашних заданий особое внимание уделяю отстающим: даю им индивидуальные задания, работаю с каждым учеником по допущенным ошибкам. При разборе ошибок главное внимание обращаю на типичные ошибки, которые встречаются у многих учеников в контрольных диктантах. Эти ошибки разбираем в классе.
Главное – индивидуальная работа с каждым отстающим. Установив, какие ошибки допускает тот или иной ученик, даю задание по учебнику или по карточке на данное правило.

В целях предупреждения ошибок учащиеся ведут тетради для правил, в которых фиксируют не только схемы, но и записывают словарные слова. Но запись слов в тетрадь не должна быть механической – дети должны составлять с этими словами предложения, а сильные учащиеся по возможности текст. Тогда эти слова станут осмысленными, и вдобавок ко всему, это способствует развитию речи. Если же учащийся упорно делает ошибки в одном и том же слове, иногда просто пишет это слово 40 раз.
Индивидуальная дополнительная работа учащихся даёт большой эффект. Но она требует упорного труда ученика и учителя, так как дополнительные работы ученику надо выполнять, а учителю – проверять.
Очень хорошим приёмом работы над ошибками является, по моему мнению, и такой метод. Выписываю ошибки из 2 – 3 контрольных диктантов с их объяснением. После того как дети осмысленно усвоят правило и изучат слова, в которых они делали ошибки, даётся самостоятельное задание: написать творческий диктант или сочинение, используя слова и предложения с ошибками.
Контрольная работа по следам своих ошибок очень полезна. Формы и методы индивидуальной работы на уроках русского языка многообразны. При подготовке к уроку я намечаю, кому из учащихся во время опроса дать для подготовки больше времени, а кому – поменьше, кого спросить у стола, у доски, кому дать карточку.
При опросе 1 ученика делаю упор на практическую часть материала, на умение применять правило, от другого требую разъяснения смысла правила, от 3 – добиться чёткого, последовательного пересказа по плану. В качестве дополнительного материала 1 – разбор по составу, 2 – объяснение правописания слов, 3 – склонение или спряжение слов.
Большую роль играет индивидуальная работа с учащимися во время объяснения материала. Она может принимать самые разные формы: к одним учащимся обращаюсь с вопросами, другим предлагаю привести примеры, третьих привлекаю к анализу иллюстраций. Это активизирует учебный процесс, вовлекает в работу всех учащихся и помогает отстающим усвоить материал. Вопрос о том, кому из учащихся какое задание предложить, решаю тоже с учётом их индивидуальных особенностей.
Если учащийся отличается неустойчивостью внимания, т. е. невнимательный, к нему я обращаюсь с вопросами, привлекаю его к анализу примеров, предлагаю повторить соответствующие положение, учащимся, которые запоминают материал механически, предлагаю подобрать свои примеры, объяснить орфограммы или знаки препинания, пересказать правило своими словами (но только на этапе осмысления правила!).
В процессе объяснения учитель должен сочетать слово с наглядностью, рассказ с элементами беседы, анализ примеров, записанных на доске, с разбором примеров, подобранных учащимися, т. к. память у детей разная: зрительная, слуховая, моторная. Закрепление орфографического материала – один из наиболее ответственных этапов урока. 
Одним из распространённых недостатков в преподавании русского языка является недооценка слуховых задач, особенно при закреплении. Выполняя классную или домашнюю работу, учащиеся обычно воспринимают орфограмму зрительно, подкрепляя её зрительный образ только моторным восприятием. Звуковой образ в этом процессе, как правило, не участвует. Не удивительно поэтому, что даже учащиеся успевающие допускают ошибки в слуховых диктантах на данное правило. Объясняется это просто: в процессе работы над материалом учащиеся были ориентированы на зрительное и моторное восприятие орфограмм, а во время диктанта – на слуховое, те есть на тот вид памяти, который в работе над материалом не участвовал. Отсюда видно: работая над орфограммой, учитель должен сочетать задания таким образом, чтобы в усвоении её участвовали все виды памяти учащихся. С этой целью я практикую предварительное проговаривание отдельных слов (слов с непроизносимыми согласными, непроверяемыми гласными, и др.) Провожу предупредительные, объяснительные диктанты. Зачастую в 5 классе использую хоровое проговаривание правила или словарного слова.
Индивидуальный подход к учащимся осуществляю и при подготовке к контрольной работе. Подготовку к диктанту я начинаю за несколько дней до его проведения (прорабатываю слова на правила, кот. Будут даны в диктанте, сообщаю, какие параграфы следует повторить, даю задание письменно ответить на контрольные вопросы, провожу тренировку в постановке знаков препинания, разбираем слова по составу). Работу над разбором слова по составу нельзя недооценивать. т.к. она помогает учащемуся понять орфограмму.

Когда диктанты написаны, учащиеся их проверяют. Проверку проводят целенаправленно, под моим руководством. Например, предлагаю им сначала найти и проверить написание всех наречий, потом – имён существительных, затем найти причастия, посмотреть, правильно ли согласованы и т. п. После такой проверки ещё раз читают текст и сдают тетради. Иногда, когда работы сданы, спрашиваю, что показалось наиболее трудным. Затем записываю трудные орфограммы на доску. По свежим следам правильные написания лучше закрепляются в памяти учащихся

К индивидуальной работе с учащимися я приступаю с самого начала учебного года. Если же ученик недобросовестно относится к выполнению заданий, требую вторичного его выполнения, иногда оставляю после уроков. В остальных случаях работу провожу индивидуально с каждым отстающим учащимся. Практикую ведение тетрадей для дополнительных работ. В зависимости от характера ошибок я вкладываю в тетрадь ученика карточку с заданием. Не следует давать сразу несколько карточек – чтобы не обременять учащихся работой. Учащиеся охотно работают над своими ошибками при помощи карточек – заданий. Каждая самостоятельная работа по исправлению ошибок проверяется учителем и в журнале обязательно выставляются оценки наравне с оценками за контрольные работы.

 

«Уроки русского языка. Как развить навыки самостоятельной работы?»

В настоящее время больше значение уделяется самостоятельности в постижении знаний. Практика пассивного освоения материала уже давно потеряла свою значимость ввиду того, что дети, получая материал в готовом виде хуже его понимают и не испытывают интереса к предмету. Ведь только побывав в роли исследователя, учащийся может по-настоящему вникнуть в суть предмета, проявить живой интерес. Учитель при этом ни в коем случае не уходит на второй план, просто его задача – контролировать процесс освоения учащимися тех или иных знаний. Вот почему в последнее время уделяется так много внимания проектной деятельности. Именно самостоятельная работа с материалом позволяет учащимся «научиться учиться». Ведь знания становятся только тогда осознанными, когда ребёнок понимает, как их добыть.

Самостоятельная работа учащихся – многообразные виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности школьников, осуществляемой ими по заданиям, без непосредственного участия учителя. Выполнение этих заданий требует от учащихся активной мыслительной деятельности, самостоятельного решения различных познавательных задач, использование ранее усвоенных знаний. Достичь такой цели, при которой ускорится процесс усвоения знаний, можно при помощи грамотно организованной самостоятельной работы. Но познавательная активность зависит не столько от количества учебного времени, выделяемого на самостоятельную работу, сколько от характера этой работы. Цель самостоятельной работы – научить детей рассуждать и действовать без посторонней помощи. Но роль помощника в организации самостоятельной работы очень важна. В качестве такого помощника может выступать учитель, родитель или старшеклассник. Учитель разрабатывает систему заданий и четко определяет задачу каждой самостоятельной работы, обучает рациональным приемом умственного труда, инструктирует перед выполнением задания, наблюдает за ходом самостоятельной работы, своевременно оказывает помощь учащимся в преодолении возникающих трудностей и исправлении допускаемых ошибок, подводит итоги, активизирует и оценивает результаты каждой работы. Этап самоанализа и анализа со стороны учителя необходим как для ученика, так и для учителя.

На протяжении работы я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые считают его трудным, а потому и скучным предметом. Неграмотность порождает нежелание заниматься, а нежелание - неграмотность. Я постоянно ищу пути, при которых ребятам станет, в первую очередь, интересно заниматься. Повысив интерес к предмету, я одновременно повышаю и грамотность ребят. Конечно, игровые приёмы на уроках по любому предмету стимулируют ребят к познавательной деятельности. Но игры – это только маленькая ловушка для того чтобы заинтересовать ребят – скажем, форма, в которую грамотный учитель может спрятать материал. Любое познание идёт через самостоятельный труд. Ведь умения и навыки любого рода формируются в процессе самостоятельной деятельности. На практике я проанализировала и систематизировала различные виды самостоятельной работы и разработала свою технологию использования упражнений данного вида на разных этапах урока русского языка.

Приведу примеры организации самостоятельной работы:

  • изучение словарных слов;
  • на уроках изучения нового материала;
  • при закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков;
  • при выполнении упражнений из учебника.
  • Изучение словарных слов

При изучении словарных слов важно обращать внимание ребят не только на написание слова, но и на его значение, т.к. это помогает активизировать и расширить словарный запас учащихся. Живой интерес у ребят вызывает изучение таких слов в виде игры. Например, я называю описание слова, а они угадывают его. Допустим, детям предлагаются слова, начинающиеся с одинаковой буквы. После того как ребята угадали слова, они записываю их в тетрадь для правил (словарик) и составляют с ними предложения или связный рассказ. Такие задания не только помогают запомнить трудные случаи орфографии, но и развивают речь.

На уроке я даю отрывки из различных текстов, в которых ребята должны найти новые слова (слова из урока). Целесообразно подбирать к уроку слова из одной или смежных тематических групп, чтобы в качестве домашнего задания ребята смогли составить из этих слов самостоятельный текст. Регулярная работа над таким мини-сочинением поможет развить у учащихся умение точно употреблять слова в речи.

Упражнение № 1

  1. Помост для казни? (Эшафот)
  2. Набросок, рисунок? (Эскиз)
  3. Движущаяся лестница? (Эскалатор)

Тут же даю задание: найти родственные слова или подобрать синонимы и антонимы. В результате слово несколько раз повторяется в различных видах упражнений на уроке и хорошо запоминается.

Упражнение № 2

Словарные слова объединяют в тематические группы.

  • Интерьер: справа, слева, оклеенные, батарея, кашпо, эстамп, паркет, ламинат, оштукатуренные.
  • Картина: тона, оттенки, изображено, написана, живопись, маринист, портретист, баталист.

Хорошо помогает выработать орфографическую зоркость приём взаимопроверки. Ребята учатся находить ошибки, объяснять орфограммы. Провожу цифровые диктанты.

Упражнение № 3

«Внимание! Эксперимент!» Ученикам нравится самим определять тему урока, когда я объявляю, что им предстоит нелёгкая задача открыть правило русского языка. Иногда кодирую тему урока в ребус или загадку. Процесс отгадывания загадок активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает логику. Детям нравится и самостоятельно составлять ребусы, поэтому в качестве домашнего задания я даю ребятам возможность проявить свои творческие способности. Например, необходимо к определённым словам составить ребусы или написать сказку на то или иное правило.

Постоянные самостоятельно тренировочные упражнения в написании слов с безударными гласными, непроверяемые ударением, обеспечивают хорошее их усвоение.

  • На уроках изучения нового материала

Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Необходимо всегда мотивировать учащихся при изучении новой темы. Надо объяснять, для чего нужна та или иная тема и как она связана с предыдущими темами. То есть должна быть преемственность при изучении нового материала. Так, приступая к изучению новой темы, можно предложить ряд заданий, в процессе выполнения которых, учащиеся сами придут к выводу, осознанно усвоят материал. Не следует сразу объявлять тему, т.к. это первый шаг к пассивному усвоению материала. Когда детям объявляют, что на их плечи легла нелёгкая задача – открыть правило, они, чувствуя возложенную на них ответственность, действительно стараются на 100 %. Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач. Далее необходимо такие задания, которые исключают возможность получения школьниками готовых выводов и вооружают их материалом для самостоятельных умозаключений.

  • При закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков

Наибольшее место самостоятельной работе я отвожу на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков. Детям нравится постигать учебный материал так, словно они решают ребусы (особенно это касается 5-6 классов). Я в работе часто использую карточки. На уроках предлагаю самостоятельную работу различного характера.

Работа с учебником (книгой)

Очень важно обеспечить большую самостоятельность учеников при выполнении упражнений из учебника. Нужно видеть возможности для повышения самостоятельности, заложенные в упражнениях. Оценить эти возможности помогут такие критерии, как уровни самостоятельности и познавательной активности учащихся в упражнениях. Рассмотрим эти уровни на примере упражнений по теме “Правописание –н- и –нн- в причастиях”.

Первый уровень – это списывание с образца не осложненных дополнительными заданиями упражнений (т.н. задания на «3»). Применение орфографических правил к проверке тех же примеров, на которых это правило было объяснено. Если правило проиллюстрировано примером и ученик использует этот же пример, это первый уровень.

Второй уровень – это выполнения упражнений по образцу. Например, образовать от данных глаголов причастия. Образец: продумать – продуманный. В образце показана, что для выполнения задания нужно добавить суффикс – нн-, чтобы образовать СППВ. Таким образом, дети выполняют упражнение по инерции.

Третий уровень – это выполнение упражнений с применением того же способа, но требующего хотя бы не большого самостоятельного поиска, познавательной активности. дано то же упражнение без образца. В последнем случае самостоятельность повысится, им придется самим отыскивать способ образования различных видов причастий.

Четвертый уровень – задание, рассчитанное на высокую самостоятельность, побуждающую их творческую активность. Например, попробуйте сами составить тест на эту тему, но с другими словами. Четвертый уровень предполагает создание поисковых ситуаций. Имея теоретическую базу, учащийся начинает применять её в новой ситуации. Сам ищет способ деятельности, сам, ориентируясь в ситуации, определяет задачи, которые необходимо решить. Например: в упражнениях типа 1 и 2 уровня ввожу слова, которые нельзя проверить по тому пункту правила, на которое ориентировано упражнение. Например.

Образуйте от данного глагола все возможные виды причастий: читать, ожидать, распуститься. Последнее слово ставит учащихся в тупик, т.к. от него можно образовать лишь ДППВ. И далее я уже начинаю объяснять таблицу образования причастий. Таким образом, материал для учащихся становится осмысленным – они понимают цель урока! Систематическое включение таких «конфликтных» слов в упражнения повышает внимание учащихся, отучает их от шаблона, ставит в условия постоянной готовности к поиску новых способов решения орфографических задач.

«Игра наоборот» или обратные упражнения. Это составление упражнений на изученную тему самими учащимися.

Упражнение № 1.

Раздаю учащимся карточки, на которых записаны следующие слова без каких-либо указаний и комментариев. Задание не даю.

Затеянный, склеенный, измученный, закачанный, закаченный.

– Какую тему мы изучаем?

Школьники работают самостоятельно с большим интересом. Слышу разные версии – все записываю на доске («корзина»). Затем по мере обсуждения выявляем правило, на которое даны слова. Работая таким образом над упражнениями, я пришла к выводу, что уровень самостоятельности учащихся может быть повышен только за счет характера упражнений, без какого-либо усложнения изучаемого материала. Такая организация самостоятельной работы позволяет развивать у детей интерес к изучению русского языка, формировать умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания и навыки, развивать творческую и познавательную активность учащихся.

 
 

 Зимницкая Олеся Николаевна

Учитель русского языка и 

литературы

.