Готовимся к уроку литературы

 И.С.Тургенев «Муму». Почему Герасим утопил собаку?

Эпиграф: «… Вы сильны лишь постольку, поскольку отбираете у людей не всё. Но человек, у которого вы отобрали всё – уже не подвластен вам, он снова свободен».

А.И. Солженицын «В круге первом».

Цель: проверить знание текста, проанализировать финальную сцену, определить идею рассказа, его проблематику; развитие памяти, мышления, речи; воспитание чувства эмпатии.

Оборудование урока: иллюстрации, учебник, презентация.

Оргмомент

Сегодня мы обсудим финал рассказа, и сформулируем тему урока. Главный вопрос, на который нам нужно будет ответить: Герасим – победитель или побеждённый? Является ли его поступок протестом или подчинением барской воле?

  1. Основная часть

Для начала обратимся к истории создания рассказа.

Слово учителя.

Как вы знаете из статьи учебника рассказ основан на реальных событиях. Мать Тургенева – Варвара Петровна - решила взять немого крестьянина Андрея к себе во двор в звании дворника. И дальше мы узнаём историю из рассказа «Муму». Но финал писатель изменил. В действительности немой дворник Андрей после гибели собаки продолжал служить своей барыне и исполнять его волю.

Задача урока! Ответьте на вопрос: Почему Тургенев изменил финал этой истории?

 

  1. Беседа по личным впечатлениям

- Какие эмоции вызвал финал рассказа? Почему?

- Ответы учащихся.

- Как вы стали относится к Герасиму после прочтения финала рассказа?

- Ответы учащихся.

- Виноват ли Герасим в смерти собаки?

На это вопрос мы сможем ответить в течение урока, работая с текстом.

  1. Анализ эпизода.

- Как барыня поступает сосвоими крепостными? Подтвердите свои ответы текстом.

- Барыня распоряжается крепостными как вещами, ни во что не ставит их. Все кто живёт у барыни разделяются на два типа: униженные и приспособленцы.

униженные

приспособленцы

Татьяна

Степан

Капитон

Гаврила

Герасим

Любовь Любимовна

Муму

Приживалки, лекарь, дядя Хвост

 

- Кто страдает от прихотей барыни? Как она поступает с Герасимом в начале рассказа?

- Она отнимает у него Татьяну, девушку, в которую он был влюблён. Она выдаёт Татьяну замуж за пьяницу Капитона. Герасим уничтожен, поскольку его любовь растоптали.

Найдите в тексте, как Герасим ухаживал за татьяной. О чём это говорит?

- Герасим не умел ухаживать красиво, делал всё неуклюже. Но его попытки ухаживать очень трогательные, потому что им владеют сильные чувства. Для него Татьяна единственный близкий человек. Попав в город из деревни, он чувствовал одиночество. Словно дерево, которое вырвали с корнями из родной почвы и пересадили на новое место.

- Найдите в тексте эпизод прощания Герасима с Татьяной. Какие чувства он испытывает?

- Барыня распоряжается судьбами людей, берёт на себя роль Всевышнего. Расставшись со своей любимой, Герасим ощущает пустоту в сердце и та нерасстраченная сила любви жжёт его сердце. Он жаждет разделить эту любовь с кем-нибудь.

- Что заставляет Герасима вернуться к жизни? Найдите этот эпизод в тексте. (Дело было к вечеру…)

- Спасение собаки пробуждает в нём вновь чувство любви, желание заботиться о несчастном существе.

- С чем можно сравнить уход Герасима за собакой?

- С уходом за ребёнком.

- Как вы думаете, почему автор выбрал собаку, а не кошку в качестве питомца главного героя?

- Собака – самое преданное животное, лишённое лицемерия.

- Как зовут собаку? Почему?

- Герасим – немой, и вся его речь – одно сплошное мычание («промычал»).

- почему рассказ назван кличкой собаки?

- Муму – аллегория бесправности крепостных.

- Почему Тургенев выбрал в качестве главного героя немого?

- Немота – отсутствие голоса. Немота физическая = немоте социальной. У Герасима нет права голоса! По замыслу рассказа он ему не нужен, т.к. к его мнению никто не будет прислушиваться. Его обязанность – исполнять!

Словарная работа.

Обязанность – от слова «обвязать». Герасим связан крепостным правом.

- Как дальше развиваются события?

  1. Пересказ учеников.

Муму у барыни. Со слов: «Боже мой….»

- Почему Муму огрызается?

- Она так же, как и барыня не умеет подстраиваться под ситуацию, лицемерить.

- Как реагирует Герасим на пропажу собаки? Найдите эпизод в тексте.

- Какие чувства вызывает возвращение Муму у Герасима?

Оборудование: таблица.

Пропажа Муму

Возвращение Муму

Описание действий Герасима:

Бегать, искать, кликать, хватился.

Описание действий Герасима:

Затрепетал

Бросился, выскочил

Зажмурился

Отчаянные знаки, рисовал руками, промычал, тяжело вздыхая

Вскочил, вырвался протяжный крик

Беспрестанно задыхаясь

Схватил, стиснул в объятьях

Описание внешности Герасима:

Истомлённый вид, неверная походка, запыленная одежда

Пробрался, оглянулся

 

 

 

- Как поступает Герасим после возвращения Муму?

- Он прячет её, кормит украдкой. Его хитрость совершенно детская: он затыкает отверстие в двери старым армяком.

Словарная работа.

Армяк – кафтан из толстого сукна у крестьян.

Сенник – 1) –мешок для спанья, набитый сеном;

2) сарай, сеновал.

- Как раскрывается обман Герасима? Как реагирует на это барыня?

- Почему автор не даёт ей имя, называет только ее социальный статус – барыня?

- Этим он выказывает своё отрицательное отношение к ней. Она не достойна имени. Это собирательный           образ помещиков, оно становится именем собственным.

Барыня приказывает уничтожить собаку. Найдите сцену на лестнице. («Отвори…»)

- Почему же Герасим решает утопить собаку?

- Герасим не хочет отдавать собаку в руки лакеев, боясь жестокой расправы с их стороны. Он относит Муму к реке, где и нашёл её. Но перед этим заказывает ей в трактире последний ужин.

Пересказ ученика.

- Осуждаете ли вы Герасима за такой поступок? Посмотрите на иллюстрацию. Каким здесь изображён Герасим? Мог ли такой человек убить кого-либо?

ВЫВОД. Этот поступок – вызов обществу, в котором процветает крепостное право, где властвуют самодуры-помещики. Это позор всему русскому обществу. У Герасима нет другого выбора, другого пути. Убийство собаки было неизбежным.

- С кем сравнивают Герасима?

- Почему герой уходит из города?

- Человек, которого лишили всего, вновь обретает свободу, т.к. ему уже нечего терять. Барыня уже не властна над ним. Люди имеют власть над другими до тех пор, пока могут у них отнять что-либо.

Эта сцена показывает недолговечность крепостного права. Не случайно автор показывает звёздное небо. Звезда – символ надежды на лучшее будущее России.

 
 

 Зимницкая Олеся Николаевна

Учитель русского языка и 

литературы

.