И.С.Тургенев «Муму». Почему Герасим утопил собаку?
Эпиграф: «… Вы сильны лишь постольку, поскольку отбираете у людей не всё. Но человек, у которого вы отобрали всё – уже не подвластен вам, он снова свободен».
А.И. Солженицын «В круге первом».
Цель: проверить знание текста, проанализировать финальную сцену, определить идею рассказа, его проблематику; развитие памяти, мышления, речи; воспитание чувства эмпатии.
Оборудование урока: иллюстрации, учебник, презентация.
Оргмомент
Сегодня мы обсудим финал рассказа, и сформулируем тему урока. Главный вопрос, на который нам нужно будет ответить: Герасим – победитель или побеждённый? Является ли его поступок протестом или подчинением барской воле?
- Основная часть
Для начала обратимся к истории создания рассказа.
Слово учителя.
Как вы знаете из статьи учебника рассказ основан на реальных событиях. Мать Тургенева – Варвара Петровна — решила взять немого крестьянина Андрея к себе во двор в звании дворника. И дальше мы узнаём историю из рассказа «Муму». Но финал писатель изменил. В действительности немой дворник Андрей после гибели собаки продолжал служить своей барыне и исполнять его волю.
Задача урока! Ответьте на вопрос: Почему Тургенев изменил финал этой истории?
- Беседа по личным впечатлениям
— Какие эмоции вызвал финал рассказа? Почему?
— Ответы учащихся.
— Как вы стали относится к Герасиму после прочтения финала рассказа?
— Ответы учащихся.
— Виноват ли Герасим в смерти собаки?
На это вопрос мы сможем ответить в течение урока, работая с текстом.
- Анализ эпизода.
— Как барыня поступает со своими крепостными? Подтвердите свои ответы текстом.
— Барыня распоряжается крепостными как вещами, ни во что не ставит их. Все кто живёт у барыни разделяются на два типа: униженные и приспособленцы.
униженные |
приспособленцы |
Татьяна |
Степан |
Капитон |
Гаврила |
Герасим |
Любовь Любимовна |
Муму |
Приживалки, лекарь, дядя Хвост |
— Кто страдает от прихотей барыни? Как она поступает с Герасимом в начале рассказа?
— Она отнимает у него Татьяну, девушку, в которую он был влюблён. Она выдаёт Татьяну замуж за пьяницу Капитона. Герасим уничтожен, поскольку его любовь растоптали.
Найдите в тексте, как Герасим ухаживал за Татьяной. О чём это говорит?
— Герасим не умел ухаживать красиво, делал всё неуклюже. Но его попытки ухаживать очень трогательные, потому что им владеют сильные чувства. Для него Татьяна единственный близкий человек. Попав в город из деревни, он чувствовал одиночество. Словно дерево, которое вырвали с корнями из родной почвы и пересадили на новое место.
— Найдите в тексте эпизод прощания Герасима с Татьяной. Какие чувства он испытывает?
— Барыня распоряжается судьбами людей, берёт на себя роль Всевышнего. Расставшись со своей любимой, Герасим ощущает пустоту в сердце и та нерастраченная сила любви жжёт его сердце. Он жаждет разделить эту любовь с кем-нибудь.
— Что заставляет Герасима вернуться к жизни? Найдите этот эпизод в тексте. (Дело было к вечеру…)
— Спасение собаки пробуждает в нём вновь чувство любви, желание заботиться о несчастном существе.
— С чем можно сравнить уход Герасима за собакой?
— С уходом за ребёнком.
— Как вы думаете, почему автор выбрал собаку, а не кошку в качестве питомца главного героя?
— Собака – самое преданное животное, лишённое лицемерия.
— Как зовут собаку? Почему?
— Герасим – немой, и вся его речь – одно сплошное мычание («промычал»).
— почему рассказ назван кличкой собаки?
— Муму – аллегория бесправности крепостных.
— Почему Тургенев выбрал в качестве главного героя немого?
— Немота – отсутствие голоса. Немота физическая = немоте социальной. У Герасима нет права голоса! По замыслу рассказа он ему не нужен, т.к. к его мнению никто не будет прислушиваться. Его обязанность – исполнять!
Словарная работа.
Обязанность – от слова «обвязать». Герасим связан крепостным правом.
— Как дальше развиваются события?
- Пересказ учеников.
Муму у барыни. Со слов: «Боже мой….»
— Почему Муму огрызается?
— Она так же, как и барыня не умеет подстраиваться под ситуацию, лицемерить.
— Как реагирует Герасим на пропажу собаки? Найдите эпизод в тексте.
— Какие чувства вызывает возвращение Муму у Герасима?
Оборудование: таблица.
Пропажа Муму | Возвращение Муму |
Описание действий Герасима:
Бегать, искать, кликать, хватился. |
Описание действий Герасима:
Затрепетал |
Бросился, выскочил | Зажмурился |
Отчаянные знаки, рисовал руками, промычал, тяжело вздыхая | Вскочил, вырвался протяжный крик |
Беспрестанно задыхаясь | Схватил, стиснул в объятьях |
Описание внешности Герасима:
Истомлённый вид, неверная походка, запыленная одежда |
Пробрался, оглянулся |
— Как поступает Герасим после возвращения Муму?
— Он прячет её, кормит украдкой. Его хитрость совершенно детская: он затыкает отверстие в двери старым армяком.
Словарная работа.
Армяк – кафтан из толстого сукна у крестьян.
Сенник – 1) –мешок для спанья, набитый сеном;
2) сарай, сеновал.
— Как раскрывается обман Герасима? Как реагирует на это барыня?
— Почему автор не даёт ей имя, называет только ее социальный статус – барыня?
— Этим он выказывает своё отрицательное отношение к ней. Она не достойна имени. Это собирательный образ помещиков, оно становится именем собственным.
Барыня приказывает уничтожить собаку. Найдите сцену на лестнице. («Отвори…»)
— Почему же Герасим решает утопить собаку?
— Герасим не хочет отдавать собаку в руки лакеев, боясь жестокой расправы с их стороны. Он относит Муму к реке, где и нашёл её. Но перед этим заказывает ей в трактире последний ужин.
Пересказ ученика.
— Осуждаете ли вы Герасима за такой поступок? Посмотрите на иллюстрацию. Каким здесь изображён Герасим? Мог ли такой человек убить кого-либо?
ВЫВОД. Этот поступок – вызов обществу, в котором процветает крепостное право, где властвуют самодуры-помещики. Это позор всему русскому обществу. У Герасима нет другого выбора, другого пути. Убийство собаки было неизбежным.
— С кем сравнивают Герасима?
— Почему герой уходит из города?
— Человек, которого лишили всего, вновь обретает свободу, т.к. ему уже нечего терять. Барыня уже не властна над ним. Люди имеют власть над другими до тех пор, пока могут у них отнять что-либо.
Эта сцена показывает недолговечность крепостного права. Не случайно автор показывает звёздное небо. Звезда – символ надежды на лучшее будущее России.