ЦЕЛИ УРОКА
Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п., например:
• обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей …;
• обобщить и систематизировать знания о…(или по конкретной теме);
• отработать навыки …(какие?);
• устранить пробелы в знаниях …(каких?);
• добиться усвоения учащимися каких-то понятий …(вопросов).
Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера, например:
• воспитание патриотизма,
• воспитание интернационализма,
• воспитание гуманности,
• воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду,
• воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям,
• воспитание дисциплинированности;
• воспитание эстетических взглядов.
Цель развития предполагает в основном развитие на уроках психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, обще трудовых и политических умений), воли и самостоятельности, например:
Развитие мышления:
•аналитического — формирование умения выделять существенные признаки и свойства…,
•синтезирующего — развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала,
•аналитико-синтезирующего — развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы;
•абстрактного — развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них,
•развитие умений применять знания на практике.
Развитие познавательных умений:
-формирование умений выделять главное,
-составлять план, тезисы, вести конспект,
-наблюдать, делать опыты,
-развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности
-частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы, ее решение.
Развитие обще трудовых и политехнических умений:
-развитие коммуникативно-технических умений — нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач,
-развитие операционно-контрольных умений — умения пользоваться приборами и инструментом, умения планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.
Развитие умений учебного труда:
-развитие умения работать в должном темпе — читать, писать, чертить, конспектировать,
-развитие приемов наблюдения — цель наблюдения и его последовательность, состав наблюдаемых объектов.
Развитие воли и самостоятельности:
-развитие инициативы, уверенности в своих силах,
-развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели,
-развитие умения владеть собой – выдержка, самообладание,
-развитие умений действовать самостоятельно.
ТИП УРОКА.
Целесообразно подразделять уроки по цели организации занятий:
I— уроки изучения нового материала (вводные, вступительные, наблюдений и сбора материала),
II-уроки совершенствования знаний, умений и навыков (уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.),
Ill-уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков,
IV- комбинированные уроки,
V- уроки контрольные (уроки учета и оценки знаний и умений).
ВИД УРОКА.
1) урок-лекция,
2) урок-беседа,
3) киноурок,
4) урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа),
5) урок самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных или письменных упражнений),
6) урок лабораторных работ,
7) урок практических работ,
8) урок-экскурсия,
9) урок-семинар,
10)дидактическая игра,
11)анализ ситуаций,
12)устный опрос,
13)письменный опрос,
14)контрольная работа,
15)зачет.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ.
1 .Метод монологического изложения- учитель сообщает готовые выводы науки, правила, факты, показывает образец действия и дает задание учащимся на заучивание учебного материала и его воспроизведение. При этом доминирует исполнительная деятельность учащихся: наблюдение, запоминание и выполнение по заданному образцу.
2.Метод диалогического изложения- в форме беседы. При этом проблемная ситуация создается постановкой проблемных вопросов или показом противоречивости фактов. А учащиеся как бы помогает учители в доказательстве гипотезы. Но сущность новых понятий объясняется учителем.
3.Эвристический метод- эвристическая беседа отличается от сообщающей постановкой основной проблемы, делением ее на подпроблемы и организацией поисковой деятельности учащихся по ее решению. 4.Исследовательский метод — преподаватель организует самостоятельную работу учащихся, давая им
познавательные проблемные задачи и задания, имеющие практический характер и решаемые учащимися
самостоятельно, обычно без помощи учителя.
5 .Алгоритмический метод — это инструктирование учащихся. При этом учитель указывает, что следует делать
и как делать. Учащиеся обычно пользуются инструкционными картами(моделирование, конструирование, практич. работа).
б.Программированный метод- подготовка учебного материала путем «пошаговой» разбивки в форме вопросов, задач и заданий (часто с выбором ответов). Самостоятельная работа учащихся в основном репродуктивного типа.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА УРОКА.
(порядок связей между элементами урока)
1 .Актуализация прежних знаний.
2.Формирование новых понятий и способов действий.
3.Формирование умений и навыков.
Актуализация — означает, что надо сделать знания нужными в данный момент, то есть «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти , создать настрой, оценить степень готовности учащихся к восприятии нового материала. В нее входит и контроль преподавания эа состоянием знаний ученика, его умений и навыков, который осуществляется в форме опроса и в форме проверки выполнения учебных заданий.
Виды деятельности уч-ся на этапе актуализации:
— решение задач,
-чтение текста,
-самостоятельные работы,
-взаимопроверка,
-выполнение упражнений и т.д.
Формирование новых понятий и способов действий — объяснение нового материала или организация деятельности учащегося по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий.
Способы объяснения учителя: Способы «само объяснения» учащихся;.
-лекция, -работа с книгой,
-беседа, -анализ ситуаций,
-рассказ, -анализ текста произведения,
-демонстрация опыта и т.д. -решение задачи т.д.
Формирование умений и навыков — отработка навыков применения знаний путем многократного повторения тех или иных умственных и практических действий, операций. Выполнение различных упражнений, решение задач, анализ хода решения и т.д.
Учитель может дать домашнее задание на любом из этапов урока и в зависимости от учебной ситуации.