Занимательный русский язык

 

Спросят меня; что похоже на море?

Русский язык, - не замедлю с ответом.

Он, словно море, согреет зимою.

Свежесть подарит засушливым летом.

Русское слово я пил неотрывно,

Как родниковую, звонкую воду;

Сколько бы влаги живой не вбирал я-

Жажда сильнее была год от году".

М. Геттуев

 

 Вот, например, есть такая пословица: "Чтобы узнать человека, нужно с ним пуд соли съесть" Я думала, что для того, чтобы съесть пуд соли, нужно лет двадцать, ну, не двадцать, так десять. Но Евгения Лаврентьевна рассказала нам, что каждый человек с пищей съедает в год от 8до 10 килограммов соли. Значит, вдвоем они съедают пуд соли всего за год.

«Девочка и птицелёт» Владимир Киселёв

 

ЗАДАНИЕ ГРУППЫ А

 

  1. Зачеркни награду, но оставь спортсмена: К У Ш Т Б А Н О Г И К С Т  0,3 б.
  2. Назовите пять дней недели, не называя их по именам.  0,3 б.
  3. Замените иностранные поговорки на соответствующие им по смыслу русские:

А) Выставлять перед глазами цветы.

Б) Вот где башмак жмёт.

  1. Назовите русское женское имя, которое не заканчивается, как все остальные ни на -а, ни на –я.  0,3 б.
  2. Когда мальчика называют женским именем?  0,3 б.
  3. Составьте предложения со словами дуло, рву, тепло – так, чтобы эти слова были разными частями речи. 0,3 б.
  4. Назовите полные имена детей: Вова, Гена, Гриша, Ксюша, Даша, Дуня. 0,3 б.

 

  1. Составьте транскрипцию слова, взяв 4-й звук от слова крылья, 4-й звук от слова ящик, з-й звук от слова визг и ударный гласный от слова столяр. Какое слово получилось? 0,3 б.

 

  1. Какое слово лишнее в ряду: СОРОКА, СТРИЖ, ЧЕРВЯК, ТРИТОН.  0,3 б.

 

10. Напишите, в чем разница между словами: будит и будет. От чего зависит выбор гласной в окончании глаголов? 0,3 б.

 

ЗАДАНИЯ ГРУППЫ B

  1. Как превратить:

а) хвойное дерево в приспособление для накачивания и откачивания воды или газов;1 б.

б) каменную глыбу в проявление нежности?

  1. Чем удивил и рассмешил своих русских друзей герой шуточного стихотворе­ния А. Кушнера «Мы и иностранец Билл»? 1 б.

«Был бы он наш, — говорю для потехи, —

Дал бы, пожалуй, ему на орехи ».

А иностранец по имени Билл

Был с нами рядом и всех удивил:

«Мистер, — сказал он, — вы очень любезны,

Так как орехи вкусны и полезны».

 

  1. Что означает выражение «крокодиловы слёзы»? Дайте толкование и объясните, как оно возникло. 1 б.
  2. Придумайте предложение, в котором встретятся два слова с корнем –пут-, не являющихся однокоренными.  1 б.

 

 

ЗАДАНИЯ ГРУППЫ С

1.ОБЪЯСНИ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ:  конёк, наличники, ставки, громоотвод, перила, терраса, венец, чере­пица, палисадник. 1,5 б.

 

2. Какие местоимения можно без всяких изменений вставить в оба предложе­ния? В чём особенность этих местоимений? 1,5 б.

А.   В пятницу ... день рожденья.

Б.   К … дню рожденья мама испекла огромный торт.

 
 

 Зимницкая Олеся Николаевна

Учитель русского языка и 

литературы

.