Женский вопрос. Вчера, сегодня, завтра
Женский вопрос в литературе 19 века занимал особое место. Не имея возможности вести полноправную общественную жизнь, женщины начали активно бороться за свои права. Они боролись за право голосовать, участвовать в обсуждении важных общественных вопросов. Женщина оказывалась заложницей в собственном доме. Она полностью зависела от мужа. Конечно, женщин, готовых открыто бороться за свои права, было немного. Это смелый шаг — пойти против укоренившихся традиций патриархального общества.
Семейные отношения в первой половине XIX века регулировались Сводом законов Российской империи. Согласно этому своду женщины могли вступать в брак с шестнадцати лет. Заключение брака зависело в первую очередь, от согласия их родителей, опекунов или попечителей. Расторжение брака разрешалось в немногих случаях и производилось только церковью. Общественный статус жены определялся статусом мужа. Жена находилась в неравном, подчиненном положении на протяжении многих лет со времен Домостроя.
Идея женского освобождения проникла в Россию из Европы через литературу. Благодаря французской писательнице Жорж Санд вопрос о женской эмансипации стал освещаться в 30-40-х годах. Она обращала внимание на положение женщины в семье. Писательница отстаивала независимость женщины, способность иметь свое мнение и заниматься любым трудом.
Нельзя говорить о том, что проблема освобождения женщин волновала только женщин. О «женском вопросе» заговорили такие писатели, как Добролюбов, Чернышевский. Они считали, что «Женский вопрос» напрямую связан с проблемами социально-экономического переустройства страны. Да и в целом назрела проблема освобождения личности от устаревшей морали, принципов, которые изжили себя. Так, Добролюбова в большей степени волновал вопрос женского образования. В своих статьях он проводил мысль о том, что женщинам, вслед за мужчинами, следует давать не узкопрактическое образование.
Широкий резонанс проблема бесправного положения женщин получила в публицистике 50-60-х годов XIX века.
Очень активно обсуждался «женский вопрос» на страницах журнала «Современник» – самого радикального органа печати, наиболее читаемого; перечень статей, опубликованных в нем в 50-60-е годы, позволяет понять, насколько велик был интерес общественности.
Наряду с проблемой самоопределения женщины в обществе возникла проблема самоопределения женщины в семье. Благополучные ранее семьи начали распадаться из-за недовольства женщин своей участью.
Литература XIX века создала немало женских образов. Можно выделить образы Ольги Ильинской, героини романа «Обломов» И.А. Гончарова, целую галерею тургеневских героинь, яркий образ Катерины в «Грозе» Островского, образ Анны Карениной из романа Льва Толстого «Анна Каренина». В романе «Анна Каренина» тема положения женщины в обществе проходит красной нитью через всё повествование. На первый взгляд, кажется, что это роман о любви. Но отношения между Анной и Алексеем Вронским являются сюжетообразующим стержнем произведения. Идейной же основой остаётся «женский вопрос». В романе показана типичная для русского общества 19 века семья Карениных. Мы видим успешного супруга, которому изменяет жена. Алексей Каренин — уважаемый член светского общества, он дорожит своей репутацией. Отношения с Анной давно утратили остроту, супруги отдалились друг от друга. С первых страниц романа читатель понимает, что любви между ними нет. Анне не просто безразличен Каренин, он противен ей. Причина измены заключается не только в том, что супруги разлюбили друг друга. Как мы знаем, в то время женились не по любви, поэтому адюльтеры были нормой. Вопрос в другом. Общество было шокировано не самой изменой Анны, а тем, что она призналась в этом открыто. Сам Каренин умолял её оставить всё как есть, не предавать огласке отношения с Вронским. Такая выходка расценивалась как пощёчина светскому обществу. Поведение Анны ломало привычные стереотипы. Анна Каренина не побоялась открыто заявить о своей любви, она хотела развода. В то время разводы были запрещены, и люди, давшие клятву в церкви, должны были терпеть друг друга до конца своих дней, если не любили друг друга. Женщина стала изгоем в обществе, в свете её презирали, шушукались за её спиной, сторонились. Пропитанное ложью и лицемерием общество отказало Анне в праве не на любовь, а в праве на свободу. Именно её стремление к свободе (посягнула на святое!) сделало женщину персоной нон грата.
Что же стало истинной причиной самоубийства женщины? Неужели разлад с Вронским? Анна Каренина — сильная женщина, которая не покончила бы с собой из-за несчастной любви. Она совершила этот поступок, потому что понимала, что ей некуда идти. От неё отвернулись все. Оказавшись в безвыходном положении, героиня была подобна загнанному зверю. Общество не было готово к появлению сильной женщины на сцене. Её затравили и сделали невыносимой её пребывание в свете.
Если анализировать русскую литературу с начала XIX века, то по произведениям можно воссоздать обобщенный образ образованной русской женщины, который характеризуется хорошим знанием языков, глубоким интересом к литературе, живым умом и восприимчивостью к новым идеям. Женщина представлялась как нежное, чудесное создание, миссия которого состоит исключительно в украшении общества; даже прогрессивные деятели того времени считали, что чрезмерное увлечение чтением, науками может испортить чудный женский образ.
Путь женщины и в истории, и в литературе – это путь к обретению себя. Женщина стремится реализовать себя не только в качестве хозяйки, но и в общественной жизни. Прежде всего она стремится опровергнуть мнение о себе как о существе слабом, стремится доказать свою самостоятельность. Именно такие женщины, изменившие традиционные представления о себе, и остаются в истории. А в литературе именно такие героини привлекают внимание читателей.