- При закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков
Наибольшее место самостоятельной работе я отвожу на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков. Детям нравится постигать учебный материал так, словно они решают ребусы (особенно это касается 5-6 классов). Я в работе часто использую карточки. На уроках предлагаю самостоятельную работу различного характера.
Работа с перфокартами
Задание №1
Определить склонение имен существительных (5 класс)
Трюмо
Фата Мозоль Тюль Моль ТЮЗ |
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
Задание № 2
Разобрать слова по составу (7 класс)
приставка |
корень |
суффикс |
окончание |
постфикс |
|
Разве..л Закле..нный Увидевши Преодоление |
Задание № 3
Образовать от данных глаголов все возможные виды причастий и просклонять их (7 класс): смотреть, продумать.
ДПНВ
смотрящий |
СПНВ
__ |
ДППВ
смотревший |
СППВ
продуманный |
Работа с перфокартами и картами развивает орфографическую зоркость, воспитывает внимание, развивает наблюдательность, умение анализировать, самостоятельно разбираться в поставленных целях.
Лото
Игру “Лото” провожу по многим темам. Например, изучаем тему безударные гласные, проверяемые ударением.Готовлю на весь класс карточки, нумерую их. В них пишу слова с безударной гласной, а рядом проверочное слово.
1. Выберите один из двух вариантов и переместитесь в клетку с соответствующим номером | 2. Причастие – это о.ф.г.
Верно — 3 Неверно — 5 |
3. Хорошо, дальше: …
СППВ всегда образуются от основы глаголов: — наст.вр.,несов.в.-8 — инфин., сов.в. — 6 |
4. Хорошо, дальше: …
От глагола идти можно образовать причастия: -идущий — шедший |
5.
НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 2. |
6. Хорошо, дальше: …Прич. имеет след призн. глаг.:
— вид, время, спр. — 9 — вид, время, перех. — 15 |
7. Хорошо, дальше: …Действительные причастия обознач. признак предмета по действию, кот. совершает сам предмет
— верно – 12; — неверно – 29. |
8. НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 3. | 9. НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 6 | 10. Хорошо, дальше: Прич. наст. вр. образ.только от глаг.несов. в.
— верно – 19; — неверно – 17. |
11. Хорошо, дальше: выберите отглаг-ые прил.
— расстроенное пианино, вызывающий вид — 18; — краснеющие ягоды, стареющий человек – 22. |
12. НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 14 |
13. НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 16 | 14. Хорошо, дальше: в предложении прич. м. б. определением или именной частью СИС
— верно – 26; — неверно – 12. |
15. Хорошо, дальше: Страд-ые прич. обознач. призн. одного предм. по действ., кот.соверш. др. предмет
— верно – 10; — неверно – 25. |
16. Хорошо, дальше: …Прич. имеет след призн. прил.:
-р, ч., п., способ-ть склоняться – 23; — ОГЗ, синт.роль, разряд — 13 |
17. НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 10 | 18. Хорошо, дальше: в крат. ф. прич. изменяются
-по числам и падежам -14; — по числам и в ед.ч. по родам – 27. |
19. Хорошо, дальше: страд.прич. образ.только от перех.глаг.
— верно – 28; — неверно – 24. |
20. НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 28 | 21. НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 26 | 22. НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 11 | 23. Хорошо, дальше: … | 24. НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 19 |
25. НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 15 | 26. Хорошо, дальше: прич. С зависим. словами наз.
— прич. оборот – 30; — определяемое слово – 21. |
27. НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 18 | 28. Хорошо, дальше: выберите глаг., кот. не образуют СПНВ
— ждать, лить, брать, мять – 11; — любить, творить – 20. |
29. НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 7 | 30. ПРАВИЛЬНО!
Конец задания. |
Такое лото помогает не только проверить знания, но и научиться самопроверке.