РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Орфография
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Пришла зима.
- Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
Коромысло.
- Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Про-гул-ка
- Мягкий знак, обозначающий мягкость.
Подчеркни Ь и согласную перед ним, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Соль, мозоль.
- Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно, придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Камыши, ширина.
- Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Кочка, борщ, овощной, конечный, каменщик.
- Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно ударение.
ЩавЕль, тОрты, бАнты.
- Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную, обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом.
Полоскать – полощет.
- Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Запиши слово три раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни эту гласную или согласную.
Оранжевый.
Футбол.
- Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, подбери проверочное однокоренное слово, где согласная произносится отчетливо.
Столб – столбы.
Просьба – просить.
- Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Москва, Светлана.
- Разделительный Ь.
Выпиши слово правильно, запиши два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и гласную букву.
Пью, льёшь, листья.
- Правописание непроизносимых согласных в корне.
Прочитай слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчетливо.
Окрестный – крест.
Честный – честь
14. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.
Подумали, достали, подтянули.
- Правописание предлога.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.
К дому, к (какому?) дому, к высокому дому
Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Маша достала до лампочки.
- Разделительный Ъ.
Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласную.
Подъезд, объёмный, двухъярусный, предъюбилейный.
- Ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.
Камыш (м.р.)
Рожь (ж. р., 3 скл.), речь (ж. р., 3 скл.)
Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.
- Соединительные гласные в сложных словах.
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой.
Паровоз, вертолет.
- НЕ с глаголом.
Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Гл. гл.
Не_знал, ненавидел.
Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..
- Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.
На земле (1 скл., П.п.), у печки (1 скл., Р.п.), нет речи (3 скл., Р.п.)
падежи |
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
Родительный падеж |
–и (–ы) |
–и |
|
Дательный падеж |
–е |
–и |
|
Предложный падеж |
–е |
–е |
–и |
- Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном.
К морю (какому?) синему, в озере (каком?) синем, с цветком (каким?) большим.
- Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.
Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.
Играешь (2-е лицо, ед.ч.), пилишь (2л., ед.ч.), чертишь (2л., ед.ч.)
Глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.
- Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед — ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах 1-го спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения — И
Спряжение глаголов
1-е спряжение |
2-е спряжение |
Все глаголы НЕ на – ИТЬ + исключение БРИТЬ, СТЕЛИТЬ |
Все глаголы на – ИТЬ + исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ И СЛЫШАТЬ, СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, И ОБИДЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ, И ТЕРПЕТЬ. |
Личные окончания глаголов
1-е спряжение |
2-е спряжение |
–ЕШЬ –ЕМ –ЕТЕ –УТ, – ЮТ |
–ИШЬ –ИМ –ИТЕ –АТ, – ЯТ |
Колет – колоть (1 спряжение); пилит – пилить (2 спряжение)
- Ь в неопределенной форме глагола.
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.
Играться (что делать?), дуется (что делает?), зажечь, прилечь.
Пунктуация
- Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.
Ура! Разве это трудное задание? Он сегодня не придёт.
- Однородные члены предложения.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.
Знаки препинания при однородных членах
О, О |
О и О |
О, а О |
О да (=и) О |
О, но О |
|
О, да (= но) О |
|
О и О,и О,и О |
Вася достал пакет, завернул в него свёрток. О, О
- Обобщающее слово при однородных членах.
Выпиши правильно предложение. Выдели обобщающее слово и подчеркни однородные члены.
Знаки препинания при обобщающем слове
О: О, О, О. |
О, О, О – О. |
На участке росли разные цветы: колокольчики, пионы, гортензии. О: О, О, О.
- Знаки препинания при обращении.
Выпиши правильно предложение. Укажи, где обращение. Помни: обращение не является членом предложения, поэтому его не подчеркивают. Начерти схему.
Знаки препинания при обращении
О! |
О, |
,О, |
,О |
Катя, отдай это мне. О,
- Сложное предложение.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.
В лесу растут берёзы, на лугу растут цветы. 1 , 2 .
- Предложения с прямой речью.
Запиши правильно предложение. Составь схему.
“Что ты натворил?”– спросил я. “ П ?” — а.