Тестовая часть ОГЭ по русскому языку 2020
Задание 2. Синтаксический анализ. В этом задании необходимо найти 2 варианта, в которых верно определена грамматическая основа.
Совет. Внимательно прочитайте текст, выделите грамматические основы во всех предложениях, затем определите, какие варианты, среди перечисленных ниже, являются верными.
Прочитайте текст.
(1) А я хочу поведать о неделимости общей и технической культуры. (2) Это единые вещи. (3) Если вы что-то изымаете, если вы о чём-то забыли, это обязательно бумерангом вернется. (4)В то же самое время нельзя все отдать литературе и искусству и забыть про технику. (5) Мы тогда станем инфантильными.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) мы станем инфантильными (предложение 5)
2) я хочу поведать (предложение 1)
3) единые вещи (предложение 2)
4) вы изымаете (предложение 3)
5) нельзя все отдать и забыть (предложение 4)
Ответ: 24
Задание 3. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Спросив (1) которая посмирнее (2) Пьер влез на лошадь (3) схватился за гриву (4) прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и (5) чувствуя (6) что очки его спадают (7) и (8) что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев (9) поскакал за генералом (10) возбуждая улыбки штабных (11) с кургана смотревших на него. (Л. Толстой)
[Спросив,1 (которая посмирнее),2 Пьер влез на лошадь,3 схватился за гриву,4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и,5 чувствуя,6 (что очки его спадают)7 и 8 (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев),9 поскакал за генералом,10 возбуждая улыбки штабных,11 с кургана смотревших на него]. (Л. Толстой)
Ответ: 12345691011
Задание 4. Синтаксический анализ.
Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «вода из колодца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: колодезнаявода
Задание 5. Орфографический анализ.
Внимательно прочитайте объяснения к словам. Обращайте внимание на комментарий в скобках, во многих случаях правописание слов зависит от контекста.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) НЕ СМОТРЯ (на обстоятельства) – НЕ с деепричастиями, употребляющимися без НЕ, пишется раздельно
2) ПЛОВЕЦ — правописание гласной в корне зависит от ударения.
3) ЖОНГЛЁР – после шипящей пишется о, поскольку можно подобрать проверочное слово
4) ПОДЪЕЗД – разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласную, перед йотированными гласными.
5) ДЫШАТ (они) – в окончании глагола II спряжения в форме 3 лица множественного числа пишется А.
Ответ: 45
Прочтите текст и выполните задания 6-9.
Приносят ли аисты счастье?
(1)Мы остановились на хуторе, где жили аисты. (2)Крытая камышом хата стояла на лугу, окруженная ромашками и фиолетовыми султанами иван-чая. (3)В траве виднелись нагретые солнцем красноватые лобастые валуны. (4)Из таких же камней была сложена хата. (5)Крепкие стены. (6)На них кое-где виднелись царапины от осколков. (7)На этом куске земли война растеряла много свинца и железа. (8)В березе среди двора я нащупал четыре рваных осколка. (9)Береза давно засохла, потеряла верхушку и стояла у дома, как отбеленная ветром кость. (10)Хозяин не срубил остаток мертвого дерева. (11)Прибил на верхушке деревянные перекладины с надеждой, что поселятся аисты.
(12)Аисты поселились. (13)Двенадцать лет назад построили гнездо, и каждый год, возвращаясь из Африки, без ошибки находят камышовую крышу среди разливов воды и раненую сухую березу. (14)Каждый год два-три голенастых птенца в середине августа становятся на гнезде во весь рост, машут крыльями — пробуют крылья. (15)Потом они в первый раз слетают на камышовую крышу, первый раз меряют по лугу воду. (16)А потом приходит день: с Балтийского моря, цепляясь за высокие сосны, ползут облака. (17)Аисты начинают кружиться над хутором, забираются выше, выше и улетают совсем. (18)Хозяин дома набивает в трубку отсыревший табак и думает вслух: еще на один год постарел…
(19)Мы попросили напиться. (20)Хозяин вынес горшок молока и деревянную посуду с теплой копченой рыбой. (21)Сели на большой камень.
(22) — Аисты приносят счастье?
(23) Старик не спеша набил трубку, прислушался, как птенцы над гнездом трещали красными клювами.
(24)- Что счастье… (25)Сын с войны не пришел. (26)Бабка пятый год лежит с ревматизмом. (27)Этим летом телушку громом убило… (28)Я стар верить сказкам. (29)Аисты делят со мною заботы. (30)Сяду вот так на камень и гляжу, как летают, хлопочут. (31)Гляжу, гляжу — от сердца и отлегнет. (32)Двенадцать лет рядом живем.
(33)Года четыре назад весна, растопив снега, вдруг отступила. (34)Ударил мороз: мелкая вода и мокрые лужи оделись коркою гололеда. (35)Прилетевшие аисты ходили по льду и возвращались к гнезду голодные. (36)День, другой — уже не стало силы взлетать. (37)Сидят с обвисшими крыльями и даже клювами перестали трещать. (38)Пошел старик Август в соседний колхоз просить лодку.
(39)- Куда в такую погоду? (40)Рыбаки и те неделю уже сидят.
(41)Старик все-таки вышел в море и вернулся с корзиною мелкой рыбешки. (42)Приладил к березе лестницу, накидал в гнездо рыбы. (43)Потом еще раз выходил в море, а потом весна образумилась. (44)Оттаяли болота, запрыгали по лужам лягушки. (45)Аисты положили в гнездо два яйца…
(46)- Аугуст, Аугуст! — позвали из дома.
(47)Старик ушел. (48)Прогремел в сенях жестяною кружкой.
(49)- Второй год не подымается. (50)Прошлым летом попросила кровать к окошку поставить. (51)Лужок из окна виден, а если кверху глядеть — аистов видно. (52)Души в них не чает.
(53)По двору, подхватив зубами драный ботинок, носился щенок. (54)Теленок все порывался оборвать привязь и дотянуться к белым ромашкам возле канавы. (55)Наседка шустро копала навоз. (56)Самый проворный из ее сыновей первым хватал из-под матери червяка и кидался бежать. (57)Все желтое семейство кидалось вслед отнимать.
(58)- Трех цыплят утянул коршун, — сказал Август.
(59)Старику одному приходится управляться с хозяйством. (60)Совсем немного времени остается, чтобы набить трубку и посидеть на камне, поглядеть, как кружатся аисты, как три молодых птенца пробуют крылья.
(61)- Аугуст, Аугуст… — позвали из дома.
(62)Мы попрощались.
(63)…Приносят ли аисты счастье? (64)Все счастливые скажут вам, что, конечно, приносят. (65)Но особое слово на этот счет скажет вам человек, неподвижно лежащий возле окошка. (66)Для него эти птицы все, что осталось от жизни. (67)Для него эти птицы — и есть само счастье. (68)Это вам скажет всякий, для кого судьба сужает просторный мир до размеров окошка возле кровати.
(по В. Пескову)
* Василий Песков — писатель, журналист, путешественник и фотокорреспондент.
Задание 6. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Аисты безошибочно находили гнездо, которое построили двадцать лет назад
2) Аисты делали счастливой жену Аугуста, поскольку для нее они стали единственной радостью.
3) Счастливые люди говорят, что аисты приносят счастье.
4) Старику помогали управляться с хозяйством.
5) Старик Аугуст потерял на войне сына.
Ответ: 235
Задание 7. Анализ средств выразительности.
Прежде всего, необходимо вспомнить средства художественной выразительности. В основе метафоры лежит переносное значение.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Она уже мечтала о семье, и в её душе зародилось новое чувство материнской любви и нежности.
2) Плачет рябина, уткнувшись в забор.
3) Расцвела под окошком белоснежная вишня.
4) На перекрестке остановилась машина, унеся за собой столб пыли.
5) Чувство впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей, не прерывается всю жизнь.
Ответ: 15
Задание 8. Лексический анализ.
Помните, что синонимы – это слова одной и той же части речи, различные по написанию, но схожие по своему лексическому значению.
Подберите синоним к словосочетанию «ДУШИ НЕ ЧАЕТ» (из предложения 52).
Напишите этот синоним.
Ответ: обожает