СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

ЦЕЛИ УРОКА

Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п., например:

• обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей …;

• обобщить и систематизировать знания о…(или по конкретной теме);

• отработать навыки …(какие?);

• устранить пробелы в знаниях …(каких?);

• добиться усвоения учащимися каких-то понятий …(вопросов).

Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера, например:

• воспитание патриотизма,

• воспитание интернационализма,

• воспитание гуманности,

• воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду,

• воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям,

• воспитание дисциплинированности;

• воспитание эстетических взглядов.

Цель развития предполагает в основном развитие на уроках психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, обще трудовых и политических умений), воли и самостоятельности, например:

Развитие мышления:

•аналитического — формирование умения выделять существенные признаки и свойства…,

•синтезирующего — развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала,

•аналитико-синтезирующего — развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы;

•абстрактного — развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них,

•развитие умений применять знания на практике.

Развитие познавательных умений:

-формирование умений выделять главное,

-составлять план, тезисы, вести конспект,

-наблюдать, делать опыты,

-развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности

-частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы, ее решение.

Развитие обще трудовых и политехнических умений:

-развитие коммуникативно-технических умений — нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач,

-развитие операционно-контрольных умений — умения пользоваться приборами и инструментом, умения планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.

Развитие умений учебного труда:

-развитие умения работать в должном темпе — читать, писать, чертить, конспектировать,

-развитие приемов наблюдения — цель наблюдения и его последовательность, состав наблюдаемых объектов.

Развитие воли и самостоятельности:

-развитие инициативы, уверенности в своих силах,

-развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели,

-развитие умения владеть собой – выдержка, самообладание,

-развитие умений действовать самостоятельно.

ТИП УРОКА.

Целесообразно подразделять уроки по цели организации занятий:

I уроки изучения нового материала (вводные, вступительные, наблюдений и сбора материала),

II-уроки совершенствования знаний, умений и навыков (уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.),

Ill-уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков,

IV- комбинированные уроки,

V- уроки контрольные (уроки учета и оценки знаний и умений).

ВИД УРОКА.

1) урок-лекция,

2) урок-беседа,

3) киноурок,

4) урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа),

5) урок самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных или письменных упражнений),

6) урок лабораторных работ,

7) урок практических работ,

8) урок-экскурсия,

9) урок-семинар,

10)дидактическая игра,

11)анализ ситуаций,

12)устный опрос,

13)письменный опрос,

14)контрольная работа,

15)зачет.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ.

1 .Метод   монологического   изложения- учитель   сообщает   готовые   выводы науки, правила, факты, показывает образец действия и дает задание учащимся на заучивание учебного материала и его воспроизведение. При этом доминирует исполнительная деятельность учащихся: наблюдение, запоминание и выполнение по заданному образцу.

2.Метод диалогического изложения- в форме беседы. При этом проблемная ситуация создается постановкой проблемных вопросов или показом противоречивости фактов. А учащиеся как бы помогает учители в доказательстве гипотезы. Но сущность новых понятий объясняется учителем.

3.Эвристический метод- эвристическая беседа отличается от сообщающей постановкой основной проблемы, делением ее на подпроблемы и организацией поисковой деятельности учащихся по ее решению. 4.Исследовательский метод — преподаватель организует самостоятельную работу учащихся, давая им

познавательные проблемные задачи и задания, имеющие практический характер и решаемые учащимися

самостоятельно, обычно без помощи учителя.

5 .Алгоритмический метод — это инструктирование учащихся. При этом учитель указывает, что следует делать

и как   делать. Учащиеся обычно пользуются инструкционными картами(моделирование, конструирование, практич. работа).

б.Программированный метод- подготовка учебного материала путем «пошаговой» разбивки в форме вопросов, задач и заданий (часто с выбором ответов). Самостоятельная работа учащихся в основном репродуктивного типа.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА     УРОКА.

(порядок связей между элементами урока)

1 .Актуализация прежних знаний.

2.Формирование новых понятий и способов действий.

3.Формирование умений и навыков.

Актуализация — означает, что надо сделать знания нужными в данный момент, то есть «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти , создать настрой, оценить степень готовности учащихся к восприятии нового материала. В нее входит и контроль преподавания эа состоянием знаний ученика, его умений и навыков, который осуществляется в форме опроса и в форме проверки выполнения учебных заданий.

Виды деятельности уч-ся на этапе актуализации:

— решение задач,

-чтение текста,

-самостоятельные работы,

-взаимопроверка,

-выполнение упражнений и т.д.

Формирование новых понятий и способов действий — объяснение нового материала или организация деятельности учащегося по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий.

Способы объяснения учителя:                   Способы «само объяснения» учащихся;.

-лекция,                                                          -работа с книгой,

-беседа,                                                         -анализ ситуаций,

-рассказ,                                                        -анализ текста произведения,

-демонстрация опыта и т.д.                            -решение задачи т.д.

Формирование умений и навыков — отработка навыков применения знаний путем многократного повторения тех или иных умственных и практических действий, операций. Выполнение различных упражнений, решение задач, анализ хода решения и т.д.

Учитель может дать домашнее задание на любом из этапов урока и в зависимости от учебной ситуации.