Советы по написанию сочинения 15.3

Требования к сочинению

Объём сочинения – не менее 70 слов.

При аргументации мы обращаемся к предложениям из текста, которые можно записать тремя способами:

1.В скобках: (предложения № 1)

2. Можно номера предложений ввести в сам текст сочинения: « В предложениях № 1-5 автор обращает внимание читателей на…»

3. Использование цитат.

 Композиция сочинения-рассуждения

В каждом блоке из 4-х вариантов даётся одна тема сочинения 15.3, отражающая ключевое слово-понятие текста для изложения.

  1.  Вступление. Тезис.

Формулировка определения и комментарий  к нему.

  1. Основная часть. Доказательства.

Два примера-аргумента.

  1. Заключение. Вывод.

Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

Критерий оценивания

 

С1К4  Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет – 2 б.

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

но

допущена одна ошибка в построении текста – 1 б.

В работе допущено две и более ошибки в построении текста  — 0 б.

Вступление. Тезис

 

По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное определение.

Есть разные способы толкования лексического значения слова.

  1. Понятийный

Дружба – это бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

  1. Синонимический

Человечность – это гуманность, человеколюбие.

  1. Описательный

Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

  1. Комбинированный

Сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого человека или животного.

Комментарий

 

Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.

Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Например: Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

 

Критерий оценивания

 

С3К1 Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение и прокомментировал его – 2 б.

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение,

но не прокомментировал его – 1 б.

Экзаменуемый дал неверное определение

или

толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует – 0 б.

Переход к рассуждению

 

Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:

Попробуем разобраться в смысле этого понятия.

 Как можно понять это определение?

Попробуем объяснить данное определение.

Основная часть. Аргументы

 

В основной части аргументируется тезис.

Необходимо привести 2 примера-аргумента

1)  из указанного текста;

2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.).

Примеры должны

  • соответствовать данному понятию;
  • иллюстрировать данное определение.

 

Включение примеров

 

Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:

  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся тексту (автор).
  • Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор).
  • Предложение … подтверждает мысль о том, что … .
  • Примеры (понятие) можно встретить в жизни.
  • Это определение можно доказать на таком примере.
  • В подтверждение приведу также пример из жизни.

Критерий оценивания

 

С3К2 Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта

или

экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста – 3 б.

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста – 2 б.

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта– 1 б.

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента– 0 б.

 

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.

Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и  не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами

значит, итак, следовательно, таким образом

или речевым клише

мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного  и т.д.

Критерий оценивания

 

С3К3  Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста –2б.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста – 1 б.

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста – 0 б.

О почерке

Помните, что задания 1 (изложение) и 15 (сочинение) будут проверять эксперты, поэтому старайтесь писать не только грамотно, но и аккуратно, разборчиво, чтобы написанное можно было прочитать без труда.