Дидактический материал к урокам

  • При закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков

Наибольшее место самостоятельной работе я отвожу на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков. Детям нравится постигать учебный материал так, словно они решают ребусы (особенно это касается 5-6 классов). Я в работе часто использую карточки. На уроках предлагаю самостоятельную работу различного характера.

Работа с перфокартами

Задание №1

Определить склонение имен существительных (5 класс)

Трюмо

Фата

Мозоль

Тюль

Моль
Кофе
Шоссе

ТЮЗ
Рояль

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Задание № 2

Разобрать слова по составу (7 класс)

приставка

корень

суффикс

окончание

постфикс

Разве..л
Закле..нный
Увидевши
Преодоление

Задание № 3

Образовать от данных глаголов все возможные виды причастий и просклонять их (7 класс): смотреть, продумать.

ДПНВ

смотрящий

СПНВ

__

ДППВ

смотревший

СППВ

продуманный

Работа с перфокартами и картами развивает орфографическую зоркость, воспитывает внимание, развивает наблюдательность, умение анализировать, самостоятельно разбираться в поставленных целях.

Лото

Игру “Лото” провожу по многим темам. Например, изучаем тему безударные гласные, проверяемые ударением.Готовлю на весь класс карточки, нумерую их. В них пишу слова с безударной гласной, а рядом проверочное слово.

1. Выберите один из двух вариантов и переместитесь в клетку с соответствующим номером 2. Причастие – это о.ф.г.

Верно — 3

Неверно — 5

3. Хорошо, дальше: …

СППВ всегда образуются от основы глаголов:

— наст.вр.,несов.в.-8

— инфин., сов.в. — 6

4. Хорошо, дальше: …

От глагола идти можно образовать причастия:

-идущий

— шедший

5.

НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 2.

6. Хорошо, дальше: …Прич. имеет след призн. глаг.:

— вид, время, спр. — 9

— вид, время, перех. — 15

7. Хорошо, дальше: …Действительные причастия обознач. признак предмета по действию, кот. совершает сам предмет

— верно – 12;

— неверно – 29.

8. НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 3. 9. НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 6 10. Хорошо, дальше: Прич. наст. вр. образ.только от глаг.несов. в.

— верно – 19;

— неверно – 17.

11. Хорошо, дальше: выберите отглаг-ые прил.

расстроенное пианино, вызывающий вид — 18;

— краснеющие ягоды, стареющий человек – 22.

12. НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 14
13. НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 16 14. Хорошо, дальше: в предложении прич. м. б. определением или именной частью СИС

— верно – 26;

— неверно – 12.

15. Хорошо, дальше: Страд-ые прич. обознач. призн. одного предм. по действ., кот.соверш. др. предмет

— верно – 10;

— неверно – 25.

16. Хорошо, дальше: …Прич. имеет след призн. прил.:

-р, ч., п., способ-ть склоняться – 23;

— ОГЗ, синт.роль, разряд — 13

17. НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 10 18. Хорошо, дальше: в крат. ф. прич. изменяются

-по числам и падежам -14;

— по числам и в ед.ч. по родам – 27.

19. Хорошо, дальше: страд.прич. образ.только от пере­х.глаг.

— верно – 28;

— неверно – 24.

20. НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 28 21. НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 26 22. НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 11 23. Хорошо, дальше: … 24. НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 19
25. НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 15 26. Хорошо, дальше: прич. С зависим. словами наз.

— прич. оборот – 30;

— определяемое слово – 21.

27. НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 18 28. Хорошо, дальше: выберите глаг., кот. не образуют СПНВ

ждать, лить, брать, мять – 11;

— любить, творить – 20.

29. НЕПРАВИЛЬНО! Вернитесь к номеру 7 30. ПРАВИЛЬНО!

Конец задания.

Такое лото помогает не только проверить знания, но и научиться самопроверке.