Мысль изречённая есть ложь
Люди испокон веку задумывались о правде. Многие фольклорные произведения, особенно волшебные сказки, строятся на противоборстве добра и зла. Вся мифология основана на противостоянии этих сил. Не стоит забывать и про силу слова. «Мысль изречённая есть ложь» — так ли это? Попробуем разобраться в этом, обратившись к классическим произведениям.
Многие писатели, филосоофы говорили о необходимости взвешивать каждое слово. Слово может быть как лекарством от недугов, так и оружием. Как сказал В. С. Шефнер: «Словом можно убить, словом можно спасти…» Очень часто небрежно брошенные слова приводят к трагедии. Не случайно во многих произведениях особое внимание уделяется словесным поединкам. Например, в романе «Отцы и дети» в центре внимания оказываются споры Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Оба герои за словом в карман не лезут. Так, например, речь Базарова изобилует пословицами и поговорками, что делает героя близким к народу, а речь Павла Петровича, напротив, грешит англицизмами. В пылу споров оба героя забывают обо всём и зачастую переходят границу дозволенного. За словами не всегда стоят истинные намерения человека. Но значит ли это, что все изречённые мысли ложные?
В романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» книги становятся запрещенными. Люди не задумываются о смысле, который таят в себе книги. Они слушают и смотрят то, что вещают экраны, и не хотят вникать во что-то больше. Очень часто информация, транслируемая с телеэкранов, облегчает обывателю жизнь. Ему не нужно самому задумываться над какими-то проблемами: за него уже всё продумали и выдали готовый к употреблению продукт. Человек же читающий пытается вникнуть в смысл самостоятельно. Эта мыслительная работа и делает человека человеком. Изречения, которые читатель может найти в книге, заставляют человека думать, творить. Чтение – это творческий процесс. Читая книгу, человек невольно вступает в диалог с автором. Вот почему мысль изречённая есть ложь. Каждая прочитанное произведение – это новая интерпертация. Не бывает абсолютно одинакового восприятия. Каждый читатель проводит колоссальную работу по интерпретации написанного.
Не всё можно изложить так, чтобы тебя поняли. Очень часто эмоции сложно выразить вербально. Поэтому поэты-символисты использовали знаки для объяснения своих чувств. «Как сердцу высказать себя?» — задает вопрос Ф.И.Тютчев. Поэт не находит ответа на этот вопрос. Очень сложно выразить свои чувства и эмоции, сделать так, чтобы тебя поняли.