Счастье — награда свободному человеку
Что такое счастье? Мимолётное состояние? Может ли оно быть перманентным? Конечно, о счастье мечтают все. Каждый хочет быть счастливым, но не каждый умеет быть счастливым. На мой взгляд, счастье – это состояние души. Это качество характера человека – способность быть счастливым. И рецептов тут никаких нет, иначе поставка счастья была бы уже на потоке в индустрии потребления. Звучит утопично, не правда ли? А что, если такое возможно?
В известном романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» представлениа идея счастливого общества. Как такое возможно? Представим изолированное общество, в которм всё подчинено строгому распорядку. Все люди поделены на так называемые касты. Изначально государство заботится о том, какой процент одаренных, красивых людей необходим, а какой процент, способных на элементарный физический труд. У людей не возникает мысли о кастовости: каждый на своем месте. Так как же общество ощущает себя счастливым? Ежедневно они получают дозу своего счастья, которая заключается в стандартизации общества. В новом обществе нет чувств ,все равны и, кажется, счастливы. Но на самом деле рутинная жизнь заменила им представление о счастье. Каждлый член общества получает наркотические пилюли и работает, зная, что в конце смены обретёт долгожданное чувство эйфории. Весь роман – это развёрнута метафора об обществе потребления, кторое заботит лишь сиюминутное удовлетворение физиологических потребностей. Таким образом, на смену искусству и интеллектуальной деятельности, способных помочь человеку ощутить себя хотя бы на миг по-настоящему счастливым, приходит иллюзия безмятежной и беззаботной жизни. Но чего лишается это общестово? Могут ли альфы и бетты быть по-настоящему счастливыми? Ответом на этот вопрос служит финал романа. Дикарь, которого привозят в цивилизованный мир говорит: «Не хочу я удобств. Я хочу Бога, поэзию, настоящую опасность, хочу свободу, и добро, и грех».
В романе Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» главный герой задумывается о том, счастлив ли он? Гай Монтэг — пожарник, сражающийся не с огнём, а с книгами. Герой исправно выполняет свои обязанности, не задумываясь о смысле и причинах такого книгоненавистничества. Встретив Клариссу, Монтэг начинает задумываться о счастье. Девушка не похожа на других людей, которые одержимы идеей потребления. Кларисса восхищается природой, ни с кем не общается, слывёт девушкой слегка не в себе. Но её вопрос о счастье наталкивает Монтэга на мысль, что он,как и многие другие, живёт по инерции. Он понимает, что между ним и его женой нет никаких настоящих чувств. Вся их жизнь, полная развлечений, больше похожа на рутину, чем на настоящую жизнь, словно её срежиссировали. Его супруге «стены» заменили живое общение. О книгах и речь быть не могло. Люди, которые пытались сохранить книги, сжигались.
Таким образом, люди, лишённые свободы, не могут быть счастливыми. Общество, захваченное индустрией развлечений, обречено. Люди не готовы к свободе, им нравится, когда за них принимают решения. В таком случае они не могут быть счастливы. В новом мире пожертвовали искусством, подлинной наукой, страстями ради того, чтобы создать стабильное и благополучное общество. Но счастлив ли в таком обществе человек?