Вот, например, есть такая пословица: «Чтобы узнать человека, нужно с ним пуд соли съесть» Я думала, что для того, чтобы съесть пуд соли, нужно лет двадцать, ну, не двадцать, так десять. Но Евгения Лаврентьевна рассказала нам, что каждый человек с пищей съедает в год от 8до 10 килограммов соли. Значит, вдвоем они съедают пуд соли всего за год.
«Девочка и птицелёт» Владимир Киселёв
ЗАДАНИЕ ГРУППЫ А
- Зачеркни награду, но оставь спортсмена: К У Ш Т Б А Н О Г И К С Т 0,3 б.
- Назовите пять дней недели, не называя их по именам. 0,3 б.
- Замените иностранные поговорки на соответствующие им по смыслу русские:
А) Выставлять перед глазами цветы.
Б) Вот где башмак жмёт.
- Назовите русское женское имя, которое не заканчивается, как все остальные ни на -а, ни на –я. 0,3 б.
- Когда мальчика называют женским именем? 0,3 б.
- Составьте предложения со словами дуло, рву, тепло – так, чтобы эти слова были разными частями речи. 0,3 б.
- Назовите полные имена детей: Вова, Гена, Гриша, Ксюша, Даша, Дуня. 0,3 б.
- Составьте транскрипцию слова, взяв 4-й звук от слова крылья, 4-й звук от слова ящик, з-й звук от слова визг и ударный гласный от слова столяр. Какое слово получилось? 0,3 б.
- Какое слово лишнее в ряду: СОРОКА, СТРИЖ, ЧЕРВЯК, ТРИТОН. 0,3 б.
10. Напишите, в чем разница между словами: будит и будет. От чего зависит выбор гласной в окончании глаголов? 0,3 б.
ЗАДАНИЯ ГРУППЫ B
- Как превратить:
а) хвойное дерево в приспособление для накачивания и откачивания воды или газов;1 б.
б) каменную глыбу в проявление нежности?
- Чем удивил и рассмешил своих русских друзей герой шуточного стихотворения А. Кушнера «Мы и иностранец Билл»? 1 б.
«Был бы он наш, — говорю для потехи, —
Дал бы, пожалуй, ему на орехи ».
А иностранец по имени Билл
Был с нами рядом и всех удивил:
«Мистер, — сказал он, — вы очень любезны,
Так как орехи вкусны и полезны».
- Что означает выражение «крокодиловы слёзы»? Дайте толкование и объясните, как оно возникло. 1 б.
- Придумайте предложение, в котором встретятся два слова с корнем –пут-, не являющихся однокоренными. 1 б.
ЗАДАНИЯ ГРУППЫ С
1.ОБЪЯСНИ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ: конёк, наличники, ставки, громоотвод, перила, терраса, венец, черепица, палисадник. 1,5 б.
2. Какие местоимения можно без всяких изменений вставить в оба предложения? В чём особенность этих местоимений? 1,5 б.
А. В пятницу … день рожденья.
Б. К … дню рожденья мама испекла огромный торт.
УЧАСТВОВАТЬ
Напомните ученикам про часть (Если концерт сольный, нельзя сказать, что артист в нем участвует, участвовать – брать на себя не все дело, а часть).
РАСЧЁТ и РАССЧИТАТЬ
На доске: раСчЁт, раСчЁтливый – раССчИтать. В букве е один крючочек – и в слове одна буква с. В букве и два крючка – и в слове две буквы с.
ИНТЕЛЛИГЕНТ
ЕЛ ЛИ интЕЛЛИгент?
ПРИВИЛЕГИЯ
Часто привилегия дается от рождения. Малыш еще в пеленках, а уже неуязвим: у него привилегия – будто такая прививка.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ
– Что означает пара?
– Два предмета.
– Само слово подсказывает, что надо писать удвоенное л (в этом слове полезно увидеть еще одну пару – две безударные гласные а).
ТРУЖЕНИК
Мошенник у труженика одно н украл.
МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА
Почему нужно писать мужЧина, но женЩина? Мужчину интересует чин, а женщину – щи.
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты ее немедленно ставь под ударение!
Слова с непроизносимой согласной в корне
И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!
Правописание О/Ё после шипящих
Жёлудь, щёголь, пчёлы, шёлк…
Здесь шипящих целый полк.
После них под удареньем
Пишем –ё — без опасенья.
А еще запомни сразу
С исключениями фразу:
«В крыжовнике – шорох,
На капюшоне – шов,
Шофер едет по шоссе
И везет нам шоколад и шорты».
Правописание Ы после Ц
Цыган подошёл к цыплёнку на цыпочках и цыкнул: «Цыц!».
Дефисное и раздельное написание
КОЕ-, -ЛИБО, -ТО, -НИБУДЬ –
Черточки не позабудь.
И при -ТАКИ, -КА и -ДЕ
Ставь ты черточки везде.
Лишь частицы БЫ, ЖЕ, ЛИ
Без дефиса отдели!
Правописание корней с чередованиями
Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.
Правописание корней лаг/лож:
После –лаг— всегда следует суффикс –а-, т.е. получается сочетание –АГА-.
Правописание корней -рос-, -раст-, -ращ-:
О напишем в корне –РОС-:
Вырос, перерос, подрос.
Но не путай никогда:
В –РАСТ— и –РАЩ— напишем А.
Корни с чередованием –гор-, -гар-
Себя спрошу, сомневаюсь – О пишу.
Фраза загорал на горах помогает запомнить, как пишется трудный корень.
МОРФОЛОГИЯ
Носки и чулки
Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.
Существительные общего рода
К существительным общего рода относятся эмоционально – оценочные слова, некоторые имена и фамилии людей. Запомнить эти группы поможет фраза: Умница Шура Николаенко.
Глаголы — исключения, относящиеся ко 2-му спряжению:
Гнать, дышать, держать, зависеть,
Видеть, слышать и обидеть,
А еще смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя!
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Один гонит, тяжело дышит, держит, обидит, другой слышит обиду, видит, зависит; первый вертит, смотрит; второй ненавидит и терпит.
Надевать и одевать
Одевать (кого?) Надежду
Надевать (что?) одежду.
Надеваю одежду, одеваю — Надежду.
На себя надену, Олечку одену.
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
Суффиксы «задирают носики», так как пишутся с двумя н. Это бывает в четырех случаях:
- если в слове есть приставки, кроме не-;
- если в слове есть суффикс -ова- (-ева-);
- если к нему относятся зависимые слова;
- если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида, кроме раненый.